назад

Из истории села

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспоминания станичных казаков, факты  истории села Петропавловка,  родословные его основателей  по архивным документам.         Александр Шишмарев

 

Предисловие

 

Давно я думал разобраться с нашей родословной. Живу  я в Новосибирске, вдалеке от родной Петропавловки, никаких документов и воспоминаний родственников не осталось. Дед мой, Александр Иванович Шишмарев, не успел передать мне информацию по роду, с отцом, пока он был жив,  не успел поговорить, да и не думал, что надо бы это сделать.  Помню, что очень хотел восстановить родословную мой дядя, Гавриил Александрович. Это и  установило для  меня  четкое осознание -  дед и отец тоже хотели этого. Мощный толчок этой работе дала встреча выпускников Петропавловской средней школы в 2007 году на наше общее 60-летие. Вот тогда и восстановились снова наши дружеские школьные отношения.Уже через полгода моя одноклассница Зоя Сергеевна Кургузова (Таракановская, как далее выяснилось   тоже из старинного казачьего рода), предложила посмотреть мне редкую книгу «Забайкалье –золотая моя колыбель», появившуюся в 2005 году. Огромное ей спасибо!  Каково же было мое потрясение, когда я увидел под воспоминаниями авторов заметок инициалы И.М. Шишмарева (Ивана Мироновича, моего двоюродного дяди)  и А.И.Шишмарева (Александра Ивановича,моего деда). Стало ясным- значит, есть документы, можно их найти!

Вторым большим событием стало знакомство с публикацией «Белеет церковь одиноко»  Елисеева А.А. о Баян-Хосунской церкви. Если в первой книге я обрел информацию о прадеде Иване Даниловиче, сотнике Чемуртайского караула, то в статье Елисеева  я узнал уже об отставном зауряд-сотнике Шишмареве, возможном, по тем прикидкам, моем прапрадеде. Это и дало мне огромный  заряд на дальнейшие поиски исторических фактов и документов по истории нашего Рода и соответственно истории Петропавловки.  Публикация  этих воспоминаний,  думаю, всем землякам будет интересна-  в ней  и аромат старинной информации,  и старинный говор наших старожилов, и зарисовки самой жизни казачьей станицы, которая воссоздается в этих воспоминаниях. В последующих публикациях будут представлены найденные в разнообразных источниках- книгах, метрических книгах, исповедальных ведомостях Баян-Хосунской Николаевской церкви исторические материалы - родословная нашего Рода и других основателей села, факты из истории Чемуртайского караула в19 веке. Значительную часть занимают воспоминания живущих ныне старейшин нашего Рода и активных представителей из нашего Рода.

 

Про старую казачью жизнь

Воспоминания И.М.Шишмарева

(на основе рассказов А.И.Шишмарева)

 из книги «Забайкалье-золотая моя колыбель»

Мой дед  прислан был самим царем для охраны границы Петропавловка – в прошлом редут. В каждом селе свой престольный праздник был, а в этом селе престольный праздник был Петра и Павла. Дед мой Иван Данилович Шишмарев, был сотский, или сотник, командовал сотней казаков. И нас всех Шишмаревых звали  «командировские». Как идешь по улице, то только и слышишь: «Во, командировские ребята пошли, эка браво».

Казаки  жили здесь семьями, стояли вдоль монгольской границы. Занимались хлебопашеством, промыслом- охотой, держали скот, но в случае чего, какой опасности, они всегда должны быть готовы к бою. У каждого казака  все обмундирование было свое: седло, конь, одежда вся, летняя и зимняя, сабля. Винтовки не было. Ее выдавала казна. Два раза в год выезжала комиссия проверять, все ли у казака готово  к походу.

Дед мой женился тут, имел трех сыновей и дочь. Когда исполнялось парню 22 года, его призывали в казаки. Он сам все готовил себе за год-два до призыва. А если казак сам не мог себе  справить  амуницию, его отдавали к богатеям в работники, чтобы он мог заработать  себе на казачество. Казаки были богаты е и бедные. Между собой  казаки жили дружно, а с крестьянами  почему-то враждовали. В чем причина- и по сей день не знаю. Но спор в основном был из-за земли. Вот тут недалеко деревня Лапшиново есть, так наши казаки купили у них землю, и  Петропавловка стала дальше расселяться. Наши казаки в империалистической войне участвовали, многие погибли. Лихие были наездники, ружьем и саблей, как ложкой, владели. Обычно летом собирали казаков на  два-три месяца в лагеря военные, на сборы. Там их учили военному ремеслу. А что  учить-то  их было?

С детства они к коню и сабле приучены были, а отваги хоть отбавляй. Удалые ребята были, иной раз любо  посмотреть было, как стройно выезжали с песнями веселыми  за село, в лагеря отправлялись. Можно было и от службы в казачестве откупиться: уплатить деньги в «Военное ведомство» или , как его называли в Отдел, в Кяхту , Атаману- и не служи, но дорого это стоило, и редко кто  выплачивал деньги , откупался. Сынки богачей не служили и кровь свою на фронтах не проливали, а нашему брату трудно приходилось. Отправляли  иногда служить на действительную далеко: в Иркутск,  Верхнеудинск, Москву и другие города. Казаки верны царю были, царь это знал и   посылал именно их на усмирение недовольных его властью. Казаки наводили страх и ужас. Особенно «хорошо» они ликвидировали   «беспорядки». Боялись их.  Сами  себя казаки  с гордостью называли «мы слуги царя». Поэтому они иногда надсмехались над мужиками  , потому что чувствовали покровительственное от царя положение. Жили казаки вольно, распахивали земли. В основном неплохо жили, зажиточно. Но были, конечно, и бедные казаки, не без этого. Вот мой дед совсем бедный был. Казаки были очень набожны, молились много, справляли каждый праздник (а праздников было много), не работали в праздник.

Станицы охватывали несколько сел. В каждой станице был свой атаман. Мы относились к Желтуринской станице. Командовал атаман. Он имел чисто военную власть, но вмешивался и в гражданскую жизнь. Атаман всегда ходил в военной форме. В каждом поселке был поселковый атаман. Вот и в Петропавловке атаманом был мой дед, Иван Данилович.

В деревне было тридцать два домика,  у каждого атамана насека- короткая палка, на одном конце с шаром и насеченным на нем двуглавым орлом- атрибут атаманской власти. Все атаманы имели насеки, но по рангу они были разными.  Некоторых казаков выбирали в гвардию: стройных, статных, рослых. Из наших взяли в гвардию только одного : Трутнева Петра. Он парень был хоть куда: высокий, красивый. Служили гвардейцы при дворе царя два-три года. Это были ловкие ребята.( В лейб-гвардии в С-Петербурге служил также Яков Антонович Шишмарев, вместе с Григорьевым  Аполлоном и Трутневым Иваном Петровичем-Прим.мое) 

Погоны у казаков были желтые, фуражки касторовые с кокардой, гимнастерки тоже касторовые со стоячими воротниками, брюки синие с желтыми лампасами, сапоги. Зимой они носили сивые папахи и шинель. Любимая казачья песня «Скакал казак через долину», хорошо  ее пели, на голоса. Сейчас в нашем селе все потомки старых казаков живут; хоть сами они уже  давно и не казаки, а о предках своих хорошо помнят.

 

О заселении нашего края

Воспоминания Вершинина  из книги

«Фольклор казаков Сибири»

«Старики сказывали, что раньше здесь редуты были, казаки стояли. Казаки границу охраняли. Но казаков раньше очень мало было. Царь, видимо, знал, что земли здесь просторные, заселять их надо, доход получать. На казаков царь надеялся, поэтому обратился к ним, чтобы они шли в наши края жить и служить ему верой и правдой. Стали казаков из центра России в Сибирь отправлять и селить за рекойДжидой . Там раньше ни одной крестьянской избушки не было.

Прибыли сюда еще казаки. Там, где стоит сейчас наша Петропавловка, поставили редут. Мой дед, Вершинин одним из первых сюда прибыл. Казак он отчаянный был, смелый, разговорчивый и плясать большой мастер, рассказывают был. Ято, его не помню. А до прихода сюда нашего деда первым появился в этих местах Щекин, откуда уж он был – сказать не могу. Старики говорили, что это крепкий мужик был: со своим скотом и пожитками сюда прибыл. Кузнечному делу с руки пришелся, кузницу открыл, местным жителям разные вещи ковал, а за это брал у них скотом. Коров у него столько было, что он им счета не знал: головные коровы уже в распадок заходили, версты три от дома, а последние только со двора выходили. Богатый был мужик. Богатто он был богат, да только бог счастья в богатстве не видит. Наследников у него не было. Была, верно, одна дочь, да и то умом худа была, не жила долго, померла.   Вот этот Щекинто и поселился здесь первым. Скот – основное хозяйство было. Наш дед, по документам точно знаю, которые у нас долго хранились, по указу царя выехал на заселение земель. Дед был тоболяк, звали его Иваном. Так вот, он вторым сюда приехал. У него документ был, в котором ясно говорилось, что он по доброй воле проследовал в Забайкалье. Добирался он сюда долго, года два-три. Раньше ведь все гужом передвигались. Прибыл он сюда, занял землю, которую ему отвели, стал ее обрабатывать, хлебопашеством занялся. Трудно ему приходилось: была одна телега и та не окована, лошадь одна, а дети малые. Но он работал, не знал ни праздников, ни отдыха. Сам лес корчевал, сам избу рубил, свое хозяйство на ноги ставил. А раньше дом построить– дело не легкое. Рубили далеко, верст за шесть-семь от села. А лес какой был? В два обхвата. Сейчас такого бревна не найдешь. Но возить такой лес – беда была. Зато уж дома были –любо-дорого посмотреть: сотню лет стояли и ничего им не делалось. Так и жил он в своем доме: работал, детей ростил и службу исправно нес.   Царю надо было знать, где у него в России какие села есть, как они прозываются, вот он и отправил разных чиновников узнать про это. Приехал сюда какой-то начальник, собрал деревенский сход. А ночевать тот начальник остановился у богача Щекина. Узнал, что тот первым сюда приехал, вот и назвал деревню Щекино.

А мой дед и его сосед, который третьим сюда приехал Побоков, не хотели чтобы их деревня Щекино называлась, потому что у Щекино детей не было, а сам он доживал свой век. С годами деревня росла. Рождались дети.   Жили нельзя сказать, что бедно. Скот был, урожаи земля приносила. Мясо и зерно сбывали в Кяхту и в Монголию. Когда Щекин умер, деревню стали называть Вершинино, дети и внуки у деда нашего подросли. Около деревни станицы образовались. Некоторые сыновья деда поженились на казачках, а некоторые на бурятках. С бурятами жили дружно, роднились.

Потом, как говорили, сюда приехал купец Лапшинов и построил небольшую лавочку. Он торговал солью, хомутами, спичками, товар разный из Кяхты привозил. Торговля бойкая у него была, из других деревень к нему за товаром приезжали. В округе говорили:

- Куда едешь?

- К Лапшинову.

- Откуда едешь?

- От Лапшинова.

 Так и стал наша деревня Лапшиновопрозываться. (Нас в детстве “лапша” дразнили). Потом куда делся Лапшинов, не знаю, сказать не могу. Больше никакихЛапшиновых здесь не было.   Потом здесь торговлю открыл купец Федоров Василий, но Федоровскими нас не прозвали, а вот лапшиновскими звали. У моего деда было восемь сыновей и две дочки. Сыновей звали: Афанасий, Иван, Марк, Петр, Сидор, Андрей, Василий, Прокопий. Когда они переженились и пошли у них дети, то появились в нашей округе и фамилии их по именам: Ивановские, Афанасьевские, Марковские, Петровские, Сидоровские, Васильевские, Прокопьевские. А уж потом нашу деревню Петропавловкой назвали, в честь престольного праздника Петра и Павла. Жили по разному: одни - богато, другие – бедно. Торговлей занимались. Возили товар в Кяхту, Мысовую, Иркутск, Томск, Монголию. Сейчас деревня наша большой стала, пешком так просто и не обойдешь. Все это нашими руками сделано. Кровью и потом предков наших поднято. Мы помним их и воздаем должное».

 

Про жизнь казачью

Воспоминания Кавелина Н.П.

из книги «Фольклор казаков Сибири»

Родился я в селе Петропавловка, раньше называли Чермутай и Цагантуй. Потом в честь святых Петра и Павла назвали Петропавловка, казачество наше об этом ходатайствовало через областное казачество. Здесь все больше села казачьи; крестьянские села Торей,   Лапшиново. Наша семья из коренных казаков. Дед в пятом поколении был из монголов, крещенный, женился на ссыльной полячке. Звали его Андреем Кавелиным, у него был сын Филипп Кавелин, у Филиппа –Илларион Кавелин, у Иллариона было всего два сына Поликарп и Степан, сколько у тех-то было, я не знаю. Поликарп – это мой отец, у Степана был один сын Игнатий и дочь –Ульяна. У Поликарпа же Николай( это я), Михаил, Мария и Серафима. У меня детей не было, у Игнатия всего один сын учится сейчас в Высшей Военной школе, кажется в Свердловске, зовут его Юрием.   Дедушка мой Илларион, был скотоводом, держал много овец, видимо, сказалось его монгольское происхождение, даже я помню его страсть к баранам. А вот крупного рогатого скота он не держал, построек богатых у него тоже не было. Дед Илларион был человеком грамотным, сильно писучий, хорошо знал монгольский язык-монголист был. Он служил переводчиком в консульстве в Урге. Сначала здесь был караул, дедушка-то, когда молодой был, ведал летучкой для передачи пакетов, почты; назначались у казаков дежурные, летучие их называли. А караул был назначен для охраны границы. В то время оружия особого не было, в Монголию ходили свободно, караул для порядка стоял. Жили тогда казаки иначе, в избах-то совсем голо было. В избе стояли две деревянные лавки через всю комнату. Стульев-то совсем не было. Часы только у командира были, со звоном, мы все диковаться на них ходили. Коек железных не было, все деревянные стояли, а то на полатях многие спали. Стекла были вставлены только в домах, и то иногда разные, а в других постройках, например в банях - окна из засеренного полотна: возьмут полотно и замажут серой и готово «стекло». В доме полы не красили. Вымоют бабы с дресвой и галиком, пол желтый станет, а потом еще песком посыпят. Казачат у нас начинали учить с десяти лет. У казаков были младшие и старшие урядники, они и учили.   Гоняли здорово. Надо было казачатам обязательно сшить штаны с лампасами и фуражку с желтым колышком. Как и сейчас в школе, у казачат тоже была своя форма. В казаки зачисляли с 20-21 года, а до этого просто занимались с нами, учили военному искусству. Казачьи занятия были летом, а зимой мы учились в школе. Отдыха совсем почти не было. У нас, казаков было четыре отдела, первый в Кяхте, второй в Чите, где третий и четвертый - не знаю. Наш-то отдел был в Кяхте. Станица наша раньше была в Желтуре. Когда казаки наши возвращались с германской войны, я уже был не малыш, слыхал все их разговоры. Они с фронта пришли большевиками. Но сюда, в казачьи села придут , среди местного населения приутихнут, побаивались старых казаков. В 1919 году казаков частью забрали к Колчаку, а младшие, чей возраст не вышел, остались. А здесь стоял с 35- дивизией Чулков Иван Васильевич. Он посоветовал отцу переписать меня на 1901 год, а я был с 1900 года. Вот в 1920 году меня и взяли в Красную Армию, когда год мне прибавили.   Привезли нас в Желтуру. Среди наших были там и коммунисты: Суетин, Усов и другие. Они уговорили нас , молодых казаков, поехать на фронт. Погрузили и повезли нас на фронт. Учили нас политруки и офицеры колчаковской армии, взятые в плен. Мы-то, казаки, уже обучены воевать, так нас три полка за три дня набрали и отправили на Врангеля.»…..

 

О названии Петропавловки,

джидинской казачьей станицы

 

Свое нынешнее название наше родное село  Петропавловка приобрела сравнительно недавно - в 1916 году. Чаще всего в  официальных  сообщениях  о переименовании села  приводят информацию, взятую из книги Жалсараева А.Д. «Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии 17-20 столетий».

В этой книге опубликована краткая историческая справка о церквях Забайкалья и в частности, Джидинского района, а именно, Баян-Хосунской Николаевской миссионерской, Боцинской Георгиевской, Желтуринской Покровской, НарынскойПророко-Ильинской с именами церковнослужителей и церковных старост .

....  Так, на  стр.43 сообщается, что “…  село Петропавловка, административный центр Джидинского района, возник в советское время. Однако до революции в этих местах располагались два казачьих поселка – 1-й Чемуртаевский и 2-й Чемуртаевский, входящих в станицу Покровскую (станицу Желтуринскую–прим.авт.). В 1916 году вышел приказ Наказного Атамана Забайкальского казачьего войска о переименовании поселка 1-й Чемуртаевский- в Петропавловский, в честь местной часовни и поселка 2й Чемуртаевский в - в Хохловский, по фамилии казаков Хохловых.Православный приход зарегистрирован 5 июня 1996 г.”

Относительно часовни сообщается:

… Часовни:

1.Петропавловская: Петро  - Павловская

Была построена на левом берегу рекиДжиды между Щекиновским селением и Чемуртайским караулом для нового кладбища, по причине неудобного положения прежнего кладбища, расположенного на правом берегу. 17 июля 1868 г. дано разрешение на строительство Преосвященнейшим МАРТИНИАНОМ (МУРАТОВСКИМ) главе Табангутского рода ЦыдыкИшидоржиеву. После закрытия в 1930 г. передана колхозу им. Буденного под магазин.

Конечно, очень было бы интересно найти упомянутый приказ Наказного Атамана,  в котором название Петропавловка получила «..в честь местной часовни».

Следует все-таки  заметить, что в названии главенствующей сущностью, естественно, является  собственно не часовня, а имена  святых покровителей - Петра и Павла. И еще.  Можно ли считать, что  имена этих святых покровителей в истории Петропавловки появились только в 1916 году?   Есть ли какие-либо дополнительные, более ранние данные, которые   связаны с не менее   важными событиями?

Можно вспомнить еще один   приказ Наказного атамана - по иррегулярным войскам N 32 от 24 декабря 1890 года –  о   праздновании Дня утверждения Положения о ЗКВ, установленном на 17 марта. Процитируем его: «.. Главным войсковым  праздником казаков являлся день утверждения Положения о Забайкальском казачьем войске. Он отмечался 17 марта ( по старому ст.-Прим.авт.)) и считался общим праздником для всего войскового населения.

… Вторым по значению праздником был  день Алексея Божьего, человека - покровителя забайкальских казаков, который праздновался также 17 марта. Практически эти праздники не раз-

делялись, и они отмечались как один. ( Важно -  наравне!, прим .авт).

… Кроме общевойсковых праздников у каждой части был свой полковой или батальонный праздник. Этот день объявлялся выходным днем части. Торжественно зачитывались поздравления от Наказного атамана ЗКВ и других частей. Все праздники конных и пеших частей  связаны были с  именами святых. Например, в 1-м конном полку (нашем, Прим.- авт.) праздновали:

Первая сотня- 8 ноября – День святого Михаила;

Вторая сотня- 2 августа – День преображения Господня;

Третья сотня- 25 декабря- Рождество Господня Иисуса Христа;

Четвертая сотня- 29 июня (по старому стилю, а по новому стилю -12 июля, прим. мое, )  - Святых Анны, Петра и Павла;

Пятая сотня – 28 ноября- Святого Николая Мирликийского Чудотворца….

… И так в каждой части Забайкальского войска. Для всех находился свой святой.

Эти войсковые, полковые, батальонные праздники отмечались не только казаками строевых частей, а также казаками, находящимися в запасе и на льготе, но приписанными к этим частям.

Так как к частям приписывались целые станицы и поселки, то и отмечали праздники всем населением Забайкальского войска  от мала до велика…. »

Чемуртайский  караул (далее поселок, станица Петро-Павловская) был приписан к 4 сотне 1- го конного полка, и таким образом уже с 1890 года все его население отмечало  день  4 сотни 1-го конного полка ЗКВ и одновременно и день  покровителей  4-й казачьей сотни  – Петра, Павла и Святой Анны. Сейчас пока не удалось установить дату, когда построенная часовня получила именование в честь Святых Петра и Павла. Из названной книги  известно только, что разрешение на ее строительство получено было в 1869 году, построена она была, конечно, позже, а  вот  о  деятельности церковного старосты Н.Ф.Гаськова в Петро-Павловской церкви упомянуто там же, ранее полученного разрешения на строительство часовни,  в 1867 году. Во всяком случае,  не позже 1890 года, а может, и значительно ранее.  Жители Чемуртайского караула находились под покровительством Святых Петра и Павла. Приятное и, конечно, не случайное совпадение, что современный День  села  отмечается в  тот же день - 12 июля, тем самым продолжается старинная традиция  народного православного казачьего праздника.

А теперь о последовательности более ранних названий. В разных источниках на нашем сайте  упоминались разные названия нынешней Петропавловки – караул Цагатуйский, караул Чемуртайский (но не Чермутайский, ак  считали  многие в Петропавловке), далее 1-ый Чемуртайский поселок, станица Петро-Павловская, далее село Петропавловка и сейчас одноименный районный центр. Важно  в этом ряду  привести документальные свидетельства этих наименований и произвести их приблизительную датировку.В данном исследовании я опирался на архивные метрические книги,  книги регистрации прививок  против  оспы по Баян-Хосунской церкви   НАРБа .Удан-Удэ, фонд 193 и архивы ГАЧО .Читы.

Так в 1828 году в селах по приходу Баян-Хосунской  Николаевской церкви фонд 193, дело 36, стр.11) была проведена детям прививка от  оспы. При этом названы следующие поселения:Наименования поселения,

где привиты                      Всего привито

Щекиновском                      3

Зайцовском                          3

Холзановском                      3

Боцовском                             3

Шариновском                      3

Елотовском                           2

Цагатовском                        1

Укучелонском                      2

Желтуринском                    3

Ичетовском                          3

Капчеранском                     5

Прививал:  Оспяной ученик  Соболев, с в и д е т е л ь с т в о в а л Алексей (далее неразборчиво). Видно, что в данном документе  поселения не подразделили  на  станицы, караулы и поселки, хотя в действительности такое разделение уже существовало. Но важно в данном случае, что указаны многие  поселения и название поселения - Цагатуйское. На данной странице отсутствует поселение  Чемуртайское. Далее в деле 48  уже явно выделены 3 караула–Желтуринский, Цагатуйский и Боцинский и 9 поселков.В этом же деле 48 на стр.105   указано место проживания пограничного казака (моего прапрадеда) Данила Ивановича Шишмарева- Цагатуйский караул, и дополнительно на стр.2 также упомянут Цагатуйскийкараул.

Интересно, что далее в 1836 году в делах 48 стр.106 и 49 стр.48 , а также дело 50 упоминаются одновременно Цагатуйский караул и Чемуртайское поселение.В то же время в те же годы 1831 -1836 годы в делах 46 стр.123, 48 стр.46, 106,106 о.ст,  деле 50  упоминаются  совместно и Чемуртайский караул и  Чемуртайское поселение это поселение (деревня) за рекой Джида, относиельно караула,  с 15-ю дворами крестьян, стр . 148,148 о.ст.)

В последующие годы по делам из Государственного архива г.Чита ГАЧО например, фонд 282, оп.1, дело 1925, стр.13-25 за 1860 год и фонд 282, оп.1, дело 2097    наименованиеЦагатуйский караул не упоминается вовсе, а применяется единый топоним  для обозначения местожительства казаков Шишмаревых –Чемуртайский караул. В порядке обсуждения этих данных заметим, что,   естественно, существование двух названий   вызывало путаницу и неудобства и, видимо, поэтому  в период между 1880 годом и 1916 годом была попытка изменить названия, придав  караулу Чемуртайскому и поселению (деревне) Чемуртайской порядковые номера - соответственно поселки 1-й Чемуртайский и 2-й Чемуртайский, но ситуацию это не  улучшило. Это положение отразилось, например, в книге «Западное Забайкалье в сельскохозяйственном отношении», составитель агроном Н.А. Крюков, С-Петербург, 1896 год. Так, на стр.19 упоминается дорога из ст. Босинской в караул Чемуртаевский и на стр. 20 сообщается о поселениях Чемуртаевском, Холдановском (правильно Халзановском) ,Зайцевском на правом берегу Джиды. В этой же книге в приложении на стр. 185 о поселках,  приписанных к Босинской станице, сообщается, что в 1-м Чемуртаевском- всего дворов 31, с числом населения - 241 человек, а во 2-м Чемуртаевском - 37 дворов и 286 человек населения. Можно подумать,  что описываются  4 разных населенных пункта, в действительности же речь идет, конечно, о   тех же карауле и поселении Чемуртаевских.  И, наконец,  в 1916 году, поселок 1-й Чемуртайский был переименован в Петропавловский, а 2-й соответственно Хохловский.  Далее считается, что до советского периода поселок не менял статус и наименование. Однако в настоящее время имеются документы – фотографии казаков Шишмаревых ,  где с обратной  стороны имеется запись, говорящая, что в 1916-1918 году поселок Петропавловка уже назывался  станица Петро-Павловская.

Данные фото 2 и 3  и их обратные стороны  представлены ниже. Эти фото любезно  представлены

Николаем Витальевичем Ш и ш м а р е в ы м (г.Иркутск), сыном Виталия Николаевича  Шишмарева, заслуженного учителя БурАССР,  нашего школьного учителя по физической культуре.  На первом фото представлена группа  петропавловских казаков с Николаем Яковлевичем  Шишмаревым (справа, это  дед Николая Витальевича) и далее ее обратная сторона с надписью: «На добрую и долгую память дорогой сестренице Варе от  братана Николая Яковлева Шишмарева. Мая 20го дня, ст.ст.1919 г   ст. Петро-Павловская» На втором фото,1916 года, представлен неопознанный  молодой казак возраста  25-28 лет, в  военной  форме, по-видимому, участника ПМВ,  вернувшийся с фронта, по данным родственников - он, вероятно,   изШишмаревых.

Оборот фото, к сожалению, не читаемый, но внизу угадываются некоторые буквы из того же названия - ст. Петро-Павловки.

Что касается адресата фото, то речь здесь идет о Варваре Николаевне Клочихиной, урожденной Шишмаревой, о семье которой я  уже сообщал ранее на сайте  в теме «Шишмаревы–джидинские казаки».

 

                          

 

О названии Петропавловки,

джидинской казачьей станицы

 

Таким образом, из приведенных данных следует, что до 1830 года в обиходе жителей караула и   священника Ощепкова Г.И. применялось название караул Цагатуйский, далее в 1830-1836гг  проявляется уже  два обозначения одного и того же  караула –Цагатуйский- возможно, для обиходного внутреннего  употребления и Чемуртайский – по-видимому для отчетов на сторону. Позже  официальное название Чемуртайский караул закрепилось вплоть до начала XX века.

 Все это  подтверждает  также и воспоминания моего деда и других его односельчан, опубликованные недавно  в газете «ТВдубль» и  на  форуме в теме «Петропавловка-джидинская станица», что первоначально  наша  Петропавловка действительно называлась Цагатуйский караул. Из общих соображений это и должно было так  быть, поскольку первоначально географические точки (места, караулы, поселки)   обозначались  в комиссии по маркировке пограничных территорий, согласованно  с пограничными казаками-бурятами, только по существующим местным названиям, например, по  соответствующим падям, выходящих в Джидинскую долину –  Ичетуй, Гегетуй и Цагатуй, Елотуй. Дополнительно можно указать, что некоторые детали по организации работ по маркировке границы, назначении и составе пограничной комиссии представлены в фундаментальном труде в книге “Русско-китайские отношения» по Западному Забайкалью ( и долине Джиды), том 3 стр. 88,89, 479 (предоставлено songool), а также в книге Зуева А.С. “Русское казачество Забайкалья во второй половине 18 и первой половине 19 веков”.стр.15.            

И лишь постепенно, в силу тех или иных причин  произошла  соответствующая   постепенная  трансформация названий до современногорайонный центр село городского типа  Петропавловка.

Найденные  архивные данные позволили дать общую картину по численности и расположению  населенных пунктов в  Джидинской долине.

Реконструкция  предыстории любого села невозможна без достоверных данных о численности исоставу  их населения. Такие данные по джидинским  казачьим  караулам и селам с крестьянским населением мне не были известны.

В ходе  работы в архиве НАРБаг.Улан-Уде в апреле 2009 нашлись как обзорные данные по многим джидинским селам  Троицкосавской дистанции ЗКВ,  составленные на основе данных о прихожанах Баянхосунской (Николаевской) миссионерской  церкви по состоянию на 1834 год, так и сведения непосредственно о жителях этих караулов. (Фонд 193, Дело 49 , стр: 148,148 обр.сторона. и  дело 46, стр.123195) .

Ниже в таблице, в соответствии с первоисточником приводятся данные по казачьим караулам и селам этого прихода  по численности дворов, числу душ мужского и женского рода, а также краткая характеристика населенного пункта по доступности по отношению к приходу. Данная таблица точно  воссоздает социальную картину населения  в 1834 году по средней части русла река Джида, протекающей в пограничной полосе между Россией и Монголией.

Комментарии:

Можно выделить 4 группы казаков -из них 3 группы по поколениям – родственники:

Казаки - основатели Чемуртайского  караула, их члены семейств и вдовы в возрасте 60 и более лет, в том числе-Ст.урядник караула Яков Федотов ШишмаревКазаки  - Иван Леонтьев ТаракановскийМатери и вдовы казаков – Бутаковых, Каргапольцева,  Каленова.Эта группа, по-видимому, в соответствии с решением по ЗКВ в 70-х годах IX века о заселении семей в казачьих караулах, основала  первичный  состав  оседлых и приписанных к караулу казаков-основателей караула, положивших начало и казачьей станице, и своих многочисленных родов в Чемуртайском карауле.Казаки  последующего призыва в возрасте  около 50 лет и свыше - в основном братья и родственники основателей, к данному времени ушедшие в отставку.

Казаки возраста срочного призыва - старшие дети казаков - основателей.Небольшая доля новых и поселенных в карауле казаков иноверческих полков.

Примечание: В первом  сообщении по общей численности казачьих семей в Чемуртайском карауле показано 94 человека в 1832 году.

По данным второго источника - исповедальной ведомости, составленной священником Ощепковым в 1832 году, этот список приведен  поименно. Некоторое отличие общего количества в исповедальной ведомости - (100 человек ) вызвано, по-видимому, дополнительным включением казачьих семей иноверческого полка .

 

                                                    

 

Откуда род казачий?...

В предыдущей  публикации  была представлена информация из  разных источников   по названиям  и истории нашего казачьего караула в   19 веке, подтверждающая  «Воспоминания» наших дедов-казаков. Но самый  большой и жгучий вопрос, который возникает  у многих – как и когда  появились первые казаки в нашем карауле. Наши деды говорили в «Воспоминаниях», все как один, что их прислал на службу государь, из европейской России.  Как же все-таки реально все обстояло? Трудно найти древние источники, многое еще сокрыто, но сейчас могу  уверенно сказать, что уже  имеется  информация по самому  близкому  моменту предыстории нашего ЦагатуйскогоЧемуртайского) караула, связанному, конечно, как многие догадываются, сСеленгинским острогом (крепостью). И стало это известно благодаря изучению окладных книг и ревизских сказок г. Селенгинска   1681-1693 г,   переписной книги убылым после первой переписи  в 1722 году. Мне достаточно сообщить фамилии, упомянутые в этих источниках, и я думаю, что многие с этой версией  согласятся. Вот эти фамилии:

С 1683 года году в  окладной книге упомянуты- .. казаки Лучко Перетолчин, Вавилко и Трошко Григорьевы, Петрушко Хохлов,  Федька Андреев, Афонька Елисеев, десятник Данилко Уразов, Ивашко Дунаев, Пашко Кожевников.

В 1693 году упомянуты казаки Афанасий Голой, Дмитрий, Филипп и Григорий  Таракановские, Киприяшка Григорьев, Максим Бурдуковский, в 1708 году - казак Григорий Шишмарев.

В 1713 году упомянуты казаки  АникаБурдуковский, Семен Таракановский, Иван Фролов, Матвей Игумнов, СофонБаландин, в 1717 году – казаки Кирилло Бурдуковский, Иван Фофанов, Яков Полютов, Тихон Бутаков.

Далее изучена   переписная книга убылым  за длительный период с 1722 по 1763 между 2-й и 3-й ревизской сказкой.  В это время охрана границы строевыми казаками осуществлялась , особенно в начале периода, выездными казачьими станицами(отрядами) и  дежурствами на образованных по границе пограничных караулах, а  в г.Селенгинске проживали уже отставные   основатели родов и их семьи. Ниже  представлены списки фамилий, упомянутые в числе убылых из г. Селенгинска (по разным причинам  и в т.ч.умерших) в этот период. В этих списках часто не указывается   сословное состояние убылых.  Упоминаются: Дунаевы, Хохловы, Щекины, Вторушин, Каргапольцев, Таракановские, Полютов, Бурдуковские, Кожевниковы, Тугаринов, Фофановы, Шишмарев, Гусев, Екимов, Баландины, Елизовы, Игумновы, Григорьевы, Поломошный, Аксенов.

В пригороде Удинска упомянуты разночинцы: Перетолчины, Каленой, Плюснин, Сюсин, Хабаров, Лученинов, Лапин, Синюшкин, Бурдуковские, Жарков. Взяты в рекруты:Цынков, Бурдуковский, Клочихин определен в посад  Колодиных. Всего упоминается около двух тысяч человек.

Думаю, современным джидинцам- читателям все понятно - перечислены известные джидинские, большей частью коренные  боцинские и петропавловские фамилии, что явно  доказывает их  происхождение из  гарнизона и посада Селенгинской крепости.

По известной книге ученого Зуева А.С. «Русское  казачество  Забайкалья во 2-й четверти 18 –первой половине 19 веков»   стало известно, что  караул  Босинский образован в 1728 году, непосредственно после   маркировки пограничной линии по Буринскому договору. Наш  Цагатуйский караул возник по его данным позже, и соответственно как караул в составе станицы Босинской. Именно станица Босинская и стала первой прародиной пограничных казаков после переноса казачьей службы  непосредственно на границу из Селенгинска. А оттуда уже казаки, очевидно, образовали свой новый  караул далее  на устье реки Цагатуй и поставили здесь п о г р а н и ч н ы й пост(караул) на проезжем тракте.  Что же касается собственно происхождения нашего  Рода Шишмаревых в Забайкалье, сообщаю, что наша  Родословная   базируется на документах следующих видов:

1.Исторически достоверные печатные источники- окладные книги, ревизские сказки, переписные книги Селенгинского острога, книги о забайкальском казачестве.

Эти старинные источники, как правило, не дают возможность выстроить непрерывную цепь событий в Родословной истории, но позволяют получить важнейшие точки опоры в очень далеком прошлом.

2. Метрические книги и исповедальные ведомости Баян-Хосунской Николаевской церкви.

Это- основной документальный  материал в любых родословных исследованиях. Полныйобьем документов позволяет проследить динамику изменения состава семей на протяжении столетий. Огромной удачей для нас, коренных жителей  многих сел по долине Джиды в епархии Баян-Хосунской Николаевской церкви, является  наличие таких, сохраненных  трудами священников Ощепковых, Писаревых и других церковных деятелей, документов в Национальном архиве Республики Бурятия ( НАРБе) с 1809 года по 1840 гг, а также в Государственном архиве Читинской области в 1856- 1861 гг и отдельные документы в 1881 году.

 

                                       

 

Откуда род казачий?...

Продолжение.

Эти документы позволили точно отразить непрерывный  период нашей Родословной с 1810 года по 1860гг.3. Записи старейших представителей Рода. Особенностью этих источников является, что по глубине они, как правило, не уходят далее середины 19 века. Очень важен сбор информации от многих старейшин и знатоков истории семей, чтобы производить сравнение источников и выявление достоверного  в обсуждениях, дискуссиях и на конференциях .

В нашем случае  также большой удачей было сохранение нашими старейшинами – Вальтером Иннокентьевичем Шишмаревым со слов его  матери Ольги Михайловны Трутневой, Яковом Николаевичем Шишмаревым и другими,  базовой схемы основных ветвей,  фамильной информации о многих ветвях , начиная с середины 19 века (от зауряд-сотника Д а н и л а Ивановича), что во многих случаях   хорошо соотнеслось  с полученными данными из архивных церковных материалов середины 19 века и позволило практически почти во всех случаях отобразить непрерывную линию Родословной истории до современности. Кратко опишу сведения из первой группы документов.

Первые упоминания о  Ши ш м а р е в е в Сибири (а есть обширные сведения  и о 5-ти знатных родах Шишмаревых  Древней Московской Руси с 15 века) связаны  с известным историческим эпизодом написания последнего  письма первопроходца  Хабарова  тобольскому воеводе Петру Годунову в 1667 году с его настойчивой просьбой  отправить его в третий поход на Амур. По  известным опубликованным  материалам Годунов не дал ответа  на письмо Хабарова, но, по найденным  писателем А.А.Елисеевым  в архиве г.Иркутска документам, Годунов решил начать подготовку такого похода и поручал обеспечить эту подготовку своему помощнику некоему Шишмареву. Пока неизвестно, где находился этот Шишмарев, но есть основательная версия, что  он мог быть  во втором по значению Сибирском остроге -  Енисейском , поскольку именно оттуда поначалу отправляли казаков-годовальщиков в Селенгинский острог, а недалеко от Енисейска  на Великом Сибирском речном пути казаков  по Енисею было основано село Шишмарево, ныне  с 300летней историей.

Следующее упоминания о казаке Григории  Шишмареве, как уже говорилось в Селенгинском остроге,  - в 1708 году, но оно не единственное. В фундаментальном трехтомном издании «Русско-китайские отношения в 18 веке» пограничный комиссар С.А.Колычев  в августе 1727 года, на реке Буре писал графу С.Л.Рагузинскому. Ввиду ценности для истории создания пограничной линии и караулов  в наших краях  привожу цитаты полностью:

«…Пункт 2.

По данной мне инструкции велено из Сибирской губернии взять из дворян шесть человек, а велено им давать ея императорского величества жалованья по 50 рублей в человеку в год. И о том в Сибирскую губернию к губернатору указ выслан. Из оных прислан ко мне один человек Афанасей Рупышев, который от меня послан  в Санкт-Петербург в Ыностранную коллегию, и дано ему вышеозначенное годовое жалованье в Удинске по вышеозначенному указу. А ныне никого  из дворян при  мне нет и для нужных посылок послать и при границе  управитьнеким. Того ради прошу,  дабы ваше   сиятельство изволили определить со мною из дворянства и служилых  людей - селенгинцев и удинцев, знающих монгольский язык , а именно: ГригорьяШишмарева, Семена Сургутского, Сергея Санжинова, ЯкимаТаркова, Михаила Стрелкова, Игнатья Титова да для письма и переводу мунгальских писем  АмараАндыхаева. Также для провожания в пути и указывания владенияземель российских  иноземцы и по надлежащей границе знатных урочищ, хрептов и рек между владениям мунгальских  и для (помощи)  в высыпке курганов, которые будут ставитьца за признаки, ис подданных иноземцов, сколько человек пригож, по лутчему вашего сиятельства усмотрению что изволите”.

Граф С.Л.Рагузинский

Пункт 3

Вышеупомянутому  селенгинскому служилому человеку ГригорьюШишмареву и братцкому иноземцу переводчику Амуру за труды их о выдаче ея императорского величества жалованья, по чему  соблаговолит им пожаловать ваше графское сиятельство, понеже они с начатка прибытия моего в Селенгинск и по се время как оной Шишмаревтолмаченьем своим с мунгалы , так и оной Амур переводом писем мунгальских были при  мне неотлучны , а паче и при вашем графском сиятельстве трудились же. На сие нижайше прошу вашей графской резолюции.

Пункт 4.

Для высыпки курганов надобно 15 заступов,15 железных лопаток, 6 мотык, 6 кирок, 2 лома. И для пограничной меры по надлежащему тракту надобно тонких веревок пеньковых 100 сажен…»

…..Кроме того там же  сообщается , что 27 октября 1727 года составлено для обоих сторон итоговое «Разменное письмо» (Проект Буринского договора) и два экземпляра  на русском и монгольском языке, подписанные Колычевым  С.А, вручены министру Сыгэ(Бесыгэ).Переводил письмо с монгольского Амур Андыхаев, у перевода толмачили селенгинские служилые Г.Шишмарев и С.Сургуцкой”.Из данного документа следует, что толмач Григорий Шишмарев активно участвовал во всех работах по Буринскому договору и поскольку в тоже время  распоряжением властей  была назначено особое подразделение пограничных смотрителей в составе одного дворянина, одного сына боярского, двух толмачей, 2 писарей и шести казаков, он и вошел в состав этого подразделения в качестве «толмача пограничного разьезвремя при Селенгинской крепости существовала войсковая школа, где обучали грамоте и военному делу  детей казаков. В тоже время в эти годы, ввиду особой важности роли  пограничных толмачейразведчиков,  была создана  школа толмачей. Из этой школы вышла большая плеяда известных толмачей, к примеру,  отважный толмач и разведчик Василий  Шарин, получивший за  заслуги дворянство «Московского списка». ( Из кн.Васильева « Забайкальские казаки»том 2,стр 71. ) Очевидно, что толмач Григорий Шишмарев активно участвовал в работе  войсковой школы и школы толмачей, и естественно,  что грамотными и обученными казаками  стали и дети Григория Шишмарева, в частности, его сын  казак Федот Шишмарев. Понятно, что в дальнейшем ,  пограничный надзор  и служба  по установленной джидинской пограничной линии казакам Шишмаревым был переданы по сути, как и было у казаков, по наследству, и потомки толмача Григория Шишмарева- казаки служили на пограничной линии в караулах Босинском , Желтуринском и Чемуртайском. В 1800 -1830 гг сыновья казака Федота- урядник Яков Федотович и  казак Иван Федотович   в Чемуртайском карауле, смотритель Желтуринской заставы командующей 3 сотни 1 конного полка ЗКВ  урядник Николай Федотович  Шишмарев отмечены уже в метрических книгах и исповедальных ведомостях БаянХосунской миссионерской церкви. Начался период Родословной истории непрерывный с 1809 по 18860 год.  В следующей публикации будет представлена общая схема всех ветвей первооснователя казака Федота Шишмарева и некоторые родословные росписи непосредственно в Чемуртайском карауле.

Материал взят из газеты ТВ-Дубль от 2009 года

21 октября №41

28 октября №42

4 ноября №43

11 ноября №44

18 ноября №45

25 ноября №46

9 декабря №48

16 декабря №49

23 декабря №50